Фото:
РИА Новости
Все новости на карте
Бугаев говорил, что на трибуне сидела ведьма.
13 октября — черный день в истории российского футбола. Ровно 16 лет назад на лиссабонском стадионе «Жозе Алваладе» случилась катастрофа. Португалия уничтожила Россию со счетом 7:1. До сих пор это самое крупное поражение в истории нашей национальной команды.
Перед матчем игроки сборной России жаловались на недомогание. Малафеева всю ночь знобило
Черчесов объяснил ничью с Турцией
Отборочный турнир к ЧМ-2006 команда Георгия Ярцева начала довольно неплохо: сыграла вничью со Словакией и разгромила Люксембург. Следующим соперником россиян стала Португалия. Свой предыдущий матч португальцы провалили, не сумев обыграть скромный Лихтенштейн. Казалось бы, хороший повод для россиян — поверить в свои силы и разделаться с именитой сборной. Но, к сожалению, уже перед игрой в Лиссабоне все пошло наперекосяк.
«После победы над Люксембургом (4:0) мы прилетели в Португалию. Почему-то у многих игроков накануне матча начались недомогания. Даже у меня поднялась температура, и ночью знобило. Я посчитал, что из-за волнения. Перед матчем не было плохого предчувствия», — писал в своем «инстаграме» Вячеслав Малафеев.
Getty Images
Еще одним плохим знаком стало событие, произошедшее перед матчем. Игорь Акинфеев примерил перчатки Малафеева — для вратарей это дурная примета.
«Даже вспомнил, как перед игрой Игорь Акинфеев померил мои перчатки. А у вратарей есть бзик, никому не давать. Неужели примета сбылась?», — вспоминал Малафеев.
У португальцев почти все залетало в ворота. Бугаев утверждал, что на трибуне сидела ведьма
На «Жозе Алваладе» португальцы отгрузили нашей команде три гола до перерыва и еще четыре мяча положили во втором тайме. У хозяев легко складывалась игра, да и залетало практически все: забивали голы и со штрафного, и с дальних ударов, и после прострелов. «Тогда было буквально восемь ударов в створ ворот и семь голов. Малафеев не мог ни одного мяча поймать, потому что они летели в девятки, либо их было практически невозможно отбить. Я считаю, что у португальцев был сумасшедший фарт и настрой. Перед игрой их местная пресса полоскала, как могла, за ничью с Лихтенштейном. К сожалению, мы попали под горячую руку. Ничего не предвещало такого счета», — рассказывал форвард Дмитрий Булыкин Sport 24.
Getty Images
«Помню практически все забитые мячи в том матче. Если пересмотреть пропущенные голы, то я сам поражаюсь тому, как четко и точно мячи летели в девятки, под перекладины. В этом все мастерство сборной Португалии. У них был мощный состав, молодой Криштиану, Деку, Пети, Паулета, Симау и другие.», — говорил Вячеслав Малафеев Sport 24.
Но намного интереснее феноменальную результативность португалцьев объяснил защитник Алексей Бугаев.
«Ведьма сидела на трибуне. Нападающие португальцев даже к нам, защитникам, не подходили. Все голы почти забивали издалека. Криштиану еще говорил, когда все в раздевалку шли: «Не знаю, почему так получилось». Да не только он говорил — все. Там мяч вот так летел», — утверждал Бугаев, показывая, как вилял мяч в воздухе.
Самым настырным у португальцев был молодой Криштиану Роналду. Он регулярно накручивал защитников сборной России и в итоге оформил дубль: замкнул прострел Паулеты и шикарным дальним ударом угодил в девятку.
Getty Images
«Перед матчем не было плохого предчувствия. Думал об игре и как остановить Криштиану Роналду. Не остановили — он отметился двумя голами. Реально ли было его остановить? Бессмысленно рассуждать на эту тему. Если он отличался такими забегами, голами, ассистами, значит он был недосягаем для наших игроков», — вспоминал Малафеев.
Ярцев ушел с поля до конца матча. Он был на грани нервного срыва
Россияне ответили лишь одним голом — Аршавин пальнул издали и попал в дальний угол. Надежда ненадолго появилась, но через две минуты ее похоронил Симао, забив пятый мяч. Вскоре португальцы организовали шестой гол, после которого Георгий Ярцев был вынужден уйти с поля — тот вечер мог закончиться для него гораздо хуже.
«У Ярцева схватило сердце, поэтому он ушел. Тут, как говорится, жизнь дороже. У него было запредельное давление — 180 на 100. Это на грани серьезного неврологического срыва. В тот момент он ничего не говорил, а просто плакал. Для главного тренера это такой удар, что не приведи господь такое кому-то испытать. Я ему дал сердечные препараты, которые были в аптечке и успокоил его. В общем, помог, чем смог», — рассказывал Sport 24 бывший врач сборной России Юрий Васильков.
«Это был страшный удар. Спасибо Василькову, вывел меня из предынфарктного состояния. Даже сейчас больно вспоминать. Статистика сумасшедшая — мяч девять раз попал в створ наших ворот, семь голов залетело. Поставьте на линию штрафной 10 мячей, пробейте, но вратарь столько не пропустит. Хоть говорят, что надо такое забывать — матч с Португалией стоит перед глазами», — говорил Ярцев в интервью «СЭ».
Getty Images
В раздевалке тренер сборной уже не бушевал.
«Он был немногословен: «Ну что, помылись? Если готовы, встали — и пошли!» А об игре не проронил ни слова», — признавался после игры полузащитник Алексей Смертин. В то время в головах игроков сборной России крутился лишь один вопрос: «Как такое могло случиться?».
«Все были шокированы. Спрашивали друг друга, как такое могло случиться? В том числе, у Малафеева. Он говорил: у меня вообще не было шансов достать те мячи», — вспоминал Булыкин.
«В раздевалке все было так, как будто кого-то только похоронили. Было такое состояние, что домой не хотелось возвращаться», — говорил Васильков.
Пока футболисты приходили в себя, главный тренер сборной России отдувался перед журналистами на пресс-конференции. Ярцев не нашел оправданий разгрому и извинился перед страной. Следующим отвечал на вопросы прессы тренер португальцев Луис Фелипе Сколари. Тогда он заявил, что не стал бы на месте Ярцева извиняться.
Getty Images
Забавно, но спустя десять лет Сколари поменял свою точку зрения, оказавшись в подобной ситуации. После разгрома сборной Бразилии на домашнем мундиале в матче с Германией, Сколари принес свои извинения бразильским болельщикам.
После поражения сборной заинтересовался Путин. Президент России пригласил Мутко на серьезный разговор
Разумеется, португальская катастрофа не осталась незамеченной. Российские СМИ разнесли сборную — свежий номер «СЭ», например, вышел с заголовком «На дне», а Ярцев отработал с командой еще три матча и подал в отставку. Вслед за ним ушел и президент РФС Вячеслав Колосков.
Тогда российский футбол накрыла такая волна негатива, что им даже заинтересовался президент страны Владимир Путин и вызвал новоиспеченного главу РФС на серьезный разговор.
«Все началось еще в 2005 году, в принципе. Когда мы проиграли 1:7 Португалии. Меня пригласил Путин и спросил, что это было. Началось с того, что это было и кто это уходил (главный тренер Георгий Ярцев. — Sport24). Состоялся разговор, почему у нас не получается, почему мы не можем, ведь у нас такая страна. Я сказал, что есть детские школы, есть потенциал. Чем мальчишка в Москве или Челябинске хуже мальчишки в Италии и Испании?», — рассказывал о той беседе Виталий Мутко «Матч ТВ».
Getty Images
Отборочный цикл Россия закончила с Юрием Семиным. В оставшихся матчах наша команда ни разу не проиграла, но не попала даже в «стыки» — в своей группе Россия занял третье место, уступив Словакии лишь по разнице забитых и пропущенных мячей. Видимо, те семь голов в Португалии оказались роковыми.