Фото: Reuters
Командующий Ливийской национальной армией (ЛНА) Халифа Хафтар объявил о начале наступления на Триполи. Столица страны управляется правительством национального единства (ПНЕ) во главе с премьером Фаизом Сараджем. Армия Хафтара уже без боя установила контроль над городами Сабрата и Сурман, расположенным примерно в 60 км от столицы к западу, и городом Гарьян к югу от нее, передает SkyNewsArabia.
Приказ наступать на Триполи Хафтар отдал в преддверии нового раунда мирных переговоров под эгидой ООН. «Я очень обеспокоен военными перемещениями в Ливии и рисками столкновений. [У кризиса в Ливии] нет военного решения. Проблемы можно решить только путем диалога между представителями разных групп в Ливии», — написал в Twitter генеральный секретарь организации Антониу Гутерриш, который сейчас находится в Триполи.
Днем ранее Ливийская национальная армия объявила о переброске своих военных из Тобрука (который контролирует армия Хафтара) на востоке в Триполи (где заседает правительство национального единства), находящийся на западе страны, чтобы «очистить его» от террористов. Представитель ЛНА Ахмед аль-Мисмари заявил, что столица страны находится под контролем «y незаконных формирований». В четверг, 4 апреля, премьер-министр Сарадж отдал приказ всем подконтрольным ему воинским подразделениям находиться в полной боевой готовности, санкционировав применение ВВС для «защиты гражданского населения».
После свержения Муаммара Каддафи в 2011 году в Ливии так и не был сформирован единый центр управления: власть находится в руках нескольких группировок. Запад страны со столицей Триполи контролирует созданное в декабре 2015 года под эгидой ООН ПНА во главе с Сараджем. Его поддерживают западные страны, а также Турция и Катар. На востоке и частично на юге власть находится в руках избранной в 2014 году палаты представителей Ливии, известной как «правительство в Тобруке». Ее поддерживает Ливийская национальная армия во главе с фельдмаршалом Халифой Хафтаром, которого поддерживают ОАЭ и Египет.
Наступление Хафтара — попытка усилить свою позицию на предстоящих переговорах, считает старший преподаватель департамента политической науки НИУ ВШЭ Леонид Исаев. «Очевидно, что чем сильнее позиция какой-либо из сторон конфликта на земле, тем больше у нее веса в дискуссиях», — пояснил он РБК. Хафтару вряд ли удастся установить контроль над Триполи, говорит эксперт: «Армия Хафтара — самая боеспособная в стране, но не стоит переоценивать ее возможности. Если бы у нее были силы для захвата столицы, она бы это давно сделала».
Реклама на РБК www.adv.rbc.ru
Действия Хафтара могут поддержать его региональные союзники — Египет и ОАЭ, но мировое сообщество не отнесется к такой инициативе позитивно, сказал Исаев. США и Евросоюз, по его мнению, наверняка раскритикуют такой шаг, сочтя его угрозой мирному процессу. Поддерживать Хафтара открыто не станет и Россия, которая намерена взаимодействовать со всеми сторонами конфликта и не хочет загонять себя в угол и ставить на какой-то один лагерь, считает Исаев.
Российские официальные лица не раз вели переговоры с Хафтаром. 7 ноября 2018 года он прилетал в Москву на переговоры с министром обороны России Сергеем Шойгу. Во встрече ливийского фельдмаршала и российского министра также участвовал совладелец группы компаний «Конкорд» Евгений Пригожин, которого СМИ связывают с ЧВК Вагнера. Пригожина видно на видеозаписи, которую Ливийская национальная армия опубликовала в своем YouTube-канале. Первой на это обратила внимание «Новая газета».
Подпишитесь на рассылку РБК.
Рассказываем о главных событиях и объясняем, что они значат.
Авторы:
Александр Атасунцев, Евгений Пудовкин