В якутском селе Амга есть свой гений места — режиссер-самоучка Дмитрий Давыдов. Он работает учителем, встречает Новый год в июне, кормит огонь перед охотой, а в свободное время снимает кино: его последний фильм «Пугало» был признан лучшим на фестивале «Кинотавр».
Если у кино есть свой дух, то его разбудили в Якутии. В середине нулевых, когда северный регион выдавал на-гора по два десятка фильмов в год, учитель начальных классов Дмитрий Давыдов открыл в средней школе села Амга видеокружок для подростков, где вместе с детьми стал снимать короткие любительские ролики, вроде сюжетов в «Ералаше». Его режиссерскими университетами стала домашняя видеотека: с тех пор как в 90-х дома появилась видеодвойка, он смотрел все — от боевиков с Ван Даммом и Брюсом Ли до индийских мелодрам и европейского артхауса. «Я учусь на фильмах, смотрю кино, не обращая внимания на имена. Мне не важно, снят ли он знаменитым режиссером, играют в нем профессиональные актеры или нет. Сейчас интересно скандинавское кино. Например, исландские режиссеры Рунар Рунарссон и Гримур Хаконарсон», — рассказывает Давыдов.
Дмитрий Давыдов
Не отрываясь от работы в школе, четыре года назад он снял свой первый полный метр «Костер на ветру» — драму о том, как по-разному переживают смерть детей два отца, тепло встретили на кинофестивале в Пусане; прошлогодний «Нет бога, кроме меня» показали в Выборге на киносмотре «Окно в Европу», а последнюю картину «Пугало» высоко оценило жюри на минувшем «Кинотавре». В центре ее сюжета — знахарка (этнопевица Валентина Романова-Чыскыырай получила в Сочи приз за лучшую женскую роль), к которой не зарастает народная тропа. Она все может: и от бесплодия избавить, и огнестрельную рану затянуть, и неходячего с постели поднять, но страшной ценой — по капле отдавая себя и живя бок о бок со смертью. К горько пьющей, угрюмой женщине сначала относишься с брезгливостью, а к финалу понимаешь: вот она, якутская святая. Теперь картина готовится отправиться в долгое фестивальное плавание и к весне обещает причалить в российский прокат.
Валентина Романова-Чыскыырай в фильме «Пугало»
Кино Давыдов снимает на якутском, языке коренного населения Республики Саха, с участием знакомых без актерского опыта. «Я работаю с ограниченными бюджетами и не могу себе позволить больших актеров. Кино для меня — хобби, способ самовыражения, но, показывая свои картины в разных городах и странах, я знакомлю людей с регионом, где родился и вырос, так что и просветительская задача есть. Многие спрашивают, почему не снимаю фильмы на русском, но не будет языка — не будет и народа», — объясняет Дмитрий. Отец у режиссера якут, а мать — русская, и в его семье, как и в самой Якутии, мирно сосуществуют два культурных кода. Например, Новый год он встречает не только со всей страной 1 января, но и летом — праздник Ысыах (Изобилие) проходит 21 июня, и этот день в Республике Саха считается выходным. «Гуляния могут продолжаться 23 дня и чем-то напоминают те, что проходят на день Ивана Купалы или Масленицу. На улицах обязательно «кормят» огонь — кладут в костры лучшие угощения со стола. Я и сам совершаю этот обряд перед большой охотой. Здесь люди относятся к природе как к живому существу, воздают ей почести», — рассказывает Дмитрий. Но при этом добавляет, что на Крещение некоторые могут и в купель окунуться. Он признается, что в огромной и многолюдной Москве порой чувствует себя почти иностранцем: «У нас общие культура и многие традиции, но различия все равно есть — в Якутии другой менталитет и своя религия».
1 / 3
Кадры из фильма «Пугало»
Кадры из фильма «Пугало»
Кадры из фильма «Пугало»
Мне трудно такое представить, но каждое утро режиссер Давыдов, о котором сегодня говорят именитые кинокритики и продюсеры, встает к первому уроку и идет в класс. Спрашиваю, чему он стремится научить детей. «Открывать новое, думать, искать ответы, формировать свое мнение. Это основные навыки, которые нужны современному человеку». На самом деле его фильмы о том же: открывают жизнь неизведанных, далеких уголков нашей страны и заставляют задуматься о вечном — жизни, смерти и сострадании.
Источник:
Let’s block ads! (Why?)