Компания Honda, не дождавшись, чем закончится эпопея с выходом Великобритании из Евросоюза, объявила о решении закрыть завод в Суиндоне (графство Уилтшир). Заодно прикроют предприятие в турецком городе Гебзе (провинция Коджаэли).
В официальном заявлении руководства Хонды по поводу завода в Суиндоне подчёркивается, что решение о его ликвидации никак не связано с брекситом, и потому, собственно, нет смысла ждать 29 марта, когда Великобритания не мытьём, так катаньем вырвется из цепких лап Евросоюза. В японской компании заявили, что закрытие её единственного британского завода – часть глобального плана по реструктуризации, но сложно поверить, что разрабатывался этот план без оглядки на политическую повестку. Другое дело, что брексит в ней стоял далеко не первым номером. С начала февраля вступило в силу торговое соглашение между ЕС и Японией, предусматривающее обнуление нынешних 10-процентных пошлин на ввозимые из Японии в Европу автомобили в течение ближайших десяти лет. Этого, в принципе, уже было достаточно, чтобы поставить под сомнение целесообразность существования завода в Суиндоне, но тот факт, что Евросоюз хочет устроить Великобритании показательную порку за желание «развестись», и британские товары при пересечении Ла-Манша скоро заметно подорожают, вероятно, подтолкнул японскую компанию к бегству с Туманного Альбиона.
Завод в Суиндоне остановит конвейер в 2021 году, когда закончится жизненный цикл единственной выпускаемой там сейчас модели – хэчтбека Civic десятого поколения. Сейчас предприятие собирает примерно по 150 тысяч автомобилей в год при плановой мощности в 250 тысяч. При этом в 2018 году Honda реализовала в Европе только 136 191 автомобиль, из которых Сивики составили 43 256 единиц. Выходит, что уилтширское предприятие работает сейчас в основном на экспорт, а именно на США, где Honda Civic в прошлом году стала самой популярной моделью в своём классе – реализовано 325 760 штук! Локализовать в США ещё один кузов не составит труда (равно как и заряженную версию Type R) – Дональд Трамп этому будет очень рад, а в Европу с её довольно вялым интересом к азиатским брендам можно будет завозить автомобили из Японии, в том числе субкомпактный электрический хэчтбек, премьера которого состоится через две недели на Женевском автосалоне.
Honda объясняет своё желание оптимизировать производственные мощности довольно затратным и длительным процессом освоения электромобилей: компания рассчитывает, что к 2030 году две трети продаваемых ей машин будут в той или иной степени электрифицированы (то есть в это число входят также гибриды всех известных типов и водородные автомобили). В 2021 году помимо завода в Суиндоне будет закрыто предприятие в турецком городе Гебзе, где собирают Сивики с кузовом седан (примерно по 38 тысяч штук в год). Ранее Honda анонсировала также сворачивание производства на своём старом предприятии в японском городе Саяма в 2022 году и консолидации домашних мощностей на более современном заводе в Йории. Таким образом, в течение ближайших лет японская фирма планирует добиться 100-процентной загрузки своих производственных мощностей и оставит заводы только на ключевых рынках – В США, Китае и Японии.
На скудную российскую модельную линейку Хонды все эти пертурбации никак не повлияют: к нам продолжат поставлять кроссоверы CR-V и Pilot американской сборки. Совокупный спрос на эти модели в нашей стране за прошлый год вырос аж на 110% и составил 5113 единиц.